Какой ребенок считается одаренным, талантливым, вундеркиндом? Может ли ребенок стать всесторонне развитым и что для этого необходимо? На все эти вопросы уже много лет ищут ответы специалисты по детской психологии.

Не торопитесь с выводами

Раньше, как только ребенок начинал достаточно быстро и ярко проявлять какие-либо таланты, его незамедлительно объявляли одаренным. Однако не все так просто. Случается, что младшие школьники увлекаются сразу многими вещами – от рисования и танцев до чтения энциклопедий и математики, а потом родители с удивлением отмечают: «куда что девалось».

Психологи утверждают: если изучить историю жизни многих великих людей, они далеко не всегда обнаруживали свои способности с самого детства. И напротив, дети, блистающие талантами, могут стать вполне обычными взрослыми.

Разные дети развиваются в разном темпе. Если ребенок на каком-то этапе обгоняет в развитии своих сверстников, нет гарантии, что через некоторое время он не «затормозит» и прежде отстающие ровесники не догонят его.

Много говорим, много читаем?

Часто бывает так, что ребенок говорит много и бойко, речь его достаточно развита. Считать ли это признаком высокого интеллекта? Проверьте, как у ребенка проявляется развитость моторики и сообразительность в творческом процессе. Например, как он строит из кубиков, как играет с конструктором, насколько быстро складывает мозаику. Сложная речь, как ни удивительно, еще не признак исключительного ума.

Если дети склоняются к чтению – они вырастают очень эрудированными. Но настоящая одаренность будет проявляться только в том, насколько они умеют думать. Секрет не столько в том, чтобы применить свои знания в нужный момент, сколько в том, чтобы не растеряться, столкнувшись с неизвестной задачей. Более того – искать нестандартное решение для этой задачи.

Разглядеть и развить талант

Так стоит ли отправлять чадо одновременно в музыкальную и спортивную школу? Не нужно ли подождать, пока оно начнет проявлять склонность к чему-то одному? Можно ли «зарыть талант в землю»?

Специалисты убеждены: каждый рождается с определенными способностями, которые можно развить значительно выше средних. Но, поскольку таланты часто остаются нераскрытыми, возникает закономерный вопрос: как не пропустить и развить их.

Создайте условия. Ребенок должен приспосабливаться, постоянно находиться в «творческом состоянии ума» и, конечно, развиваться физически. Не должно быть темноты, пустоты, тишины. Наполните жизнь детей предметами, звуками, явлениями для исследования.

Поощряйте «почемучек». Каждый раз детям необходимо давать чуть более сложные задачки. Задавая вопрос, они не должны ждать готового ответа: пусть найдут ответ сами, пусть действуют, создают. Это и есть черта одаренных личностей: они не собирают в копилку чужие мысли, они самостоятельны. Не давайте волю доброжелательным стремлениям поскорее утолить жажду «почемучки» подробными объяснениями. Пусть каждый шаг ребенка будет открытием – ведь так интереснее жить!

Не навязывайте. Бывают родители, которые хотят навязать ребенку образ мыслей, способы взаимодействия с окружающими людьми и миром. Но нельзя путать воспитание и подавление личности. Мнение, что вундеркинд непременно избалован и растет в атмосфере вседозволенности, в корне неверно.

Самостоятельный поиск решений – это напряженный труд. Конечно, одаренным детям все очень легко дается, поэтому не пропустите момент, когда они начинают относиться к своей деятельности поверхностно. Взаимодействовать с вундеркиндом сложно, но скучать не придется. Главное – дать ему возможность идти собственным путем.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *