В старину, готовясь к свадьбе, невеста вышивала около сорока рушников. Традиционная свадьба была сложным ритуальным действом, в котором соединялись два рода и как бы программировалось совместное будущее молодых, и для каждой обрядовой ситуации нужен был отдельный рушник.
Самый важный из них – свадебный рушник под ноги, на который жених и невеста становились во время церковного обряда. Он символизировал особое обрядовое пространство и время, где молодые оказываются на время обряда и где метафизически происходит заключение брака.
Традиционно рушник украшается орнаментом, повторяющимся попарно. Пара птиц символизирует молодоженов, а цветочные гирлянды – пожелание благополучия и процветания). Основной цвет орнамента – красный: традиционный цвет любви, красоты и жизни.
Края рушника вышиты по-разному: один край как бы обозначает жениха, другой – невесту.
Каждый край оформлен четырьмя ярусами:
- кружевная или вышитая кайма;
- родовое дерево жениха или невесты; вокруг него – стилизованные деревья с парами птиц; на верхнем (дочернем) узле дерева у невесты вышита петелька, а у жениха — две дополнительные клетки;
- берегини и обережные орнаменты;
- пышная цветочная гирлянда (розы, гвоздики и маки – для невесты; дуб и виноградная лоза – для жениха).
Смысловой центр узора – родовое дерево; в нем как бы зашифрована семья жениха или невесты. Его основание обозначает первопредка, хранящего род. Нижний узел на стволе дерева обозначает родителей жениха или невесты, а верхний – их самих. Ветви обозначают предков – живых, если направлены вверх, и усопших, если вниз. Ниже родительского узла вышиваются ветви бабок и дедов. Правая сторона – материнская (и вообще женская), левая – отцовская (и мужская).
Женщины обозначаются треугольниками, а мужчины – квадратами. На узле родителей также обозначены их братья и сестры (старшие – под узлом, младшие – над ним). Над узлом изображаются направленные вверх или вниз родительские ветви (правая – материнская, левая – отцовская). Верхний узел посвящен жениху или невесте и оформлен подобно нижнему: старшие – под узлом, младшие – над узлом; сестры – справа, братья – слева.
Желающие могут попытаться прочитать родовые деревья этой супружеской пары.
А середина рушника должна быть пустой, чтобы на жизненном пути молодой семьи не было помех и препятствий.
Вот другие приметы, связанные со свадебным рушником.
Нельзя сшивать его из нескольких кусков ткани – чтобы семейная жизнь была непрерывной и гладкой.
Садясь за работу, надо вымыть руки и приступать к вышиванию в спокойном состоянии духа – а в процессе думать только о хорошем.
Не должно быть горизонтальных линий выше основного мотива вышивки – чтобы не перечеркнуть и не оборвать родовое дерево.
Изнанка и лицо рушника должны быть одинаковыми и аккуратными (лицевая сторона – то, что видят окружающие, изнанка – то, что есть на самом деле). Если же есть мелкие ошибки, их не исправляют, чтобы не добавлять в жизнь семьи неразбериху и суету.
Приступать к работе лучше всего утром четверга (этот день считался посвященным верховному божеству) и вышивать в первой половине дня, пока солнце идет наверх.
Еще одна примета связана с иглами для вышивания. Хорошо закончить рушник теми же иголками, которыми он был начат, без потерь и поломок.
В храме, когда кладут, нужно следить, чтобы никто не наступил на рушник раньше жениха и невесты. А тот из них двоих, кто первым ступит на рушник, будет, по примете, главным в семье.
Современные люди в большинстве своем не верят в приметы так, как верили в них раньше, но многих из нас трогает красота и поэтичность традиционных обрядах, завораживает внутренняя логика, присущая ритуальным действиям. А еще мало кто откажется от добрых пожеланий в важный день – выражены ли они словами или вышитыми узорами. Поэтому свадебные рушники под ноги, наверное, никогда не выйдут из обихода окончательно. И даже если у современной невесты нет времени вышить рушник самостоятельно, она может его купить и добавить в свой праздник яркую краску народной традиции – а магазин «Этнодом» поможет ей в этом.