Телесные наказания? Средневековое понятие, особенно если речь идет о детях. Рукоприкладство никогда не решит проблем. Родители хватаются за ремень и тем самым признают свою несостоятельность, нежелание поразмыслить о том, какие методы воспитания будут наиболее действенными.
Чего добиваются дети?
Давайте рассмотрим, почему вообще ребенок проявляет протест, плохо себя ведет. Во многих случаях для него это возможность обратить на себя внимание, получить то, что хочется. Многие из таких детей уже с двухлетнего возраста становятся успешными манипуляторами: взрослые так и вьются вокруг них, лишь бы только чадо не закатывало истерик. Но есть и такие родители, у которых подобное поведение вызывает лишь злость, а отсюда и реакции: от угроз до «расправы».
Дети отлично усваивают (благодаря примеру и взрослых, а не только сверстников), как можно добиваться своего. Они рано понимают, что хорошее поведение редко вызывает столько внимания, как каприз, и ожидают от родителей определенной реакции – правда, вызывают ее вначале неосознанно.
Как реагируем мы?
Шлепок по губам (или по попе), подзатыльник – наверняка переживания по этому поводу вынесли из детства многие из нас. Принято считать, что такие вещи не откладываются в детской памяти, старшие же почти гордятся тем, что таким способом им удалось «научить» непослушное дитя.
Когда поведение ребенка резко меняется, нужно не ругать его, не бить, а присмотреться. У детей не так развит самоконтроль, как у взрослых, и, бывает, не все они могут справиться с проявлениями своего темперамента. Важно хорошо знать своего ребенка, наблюдая, как он ведет себя в той или иной ситуации, но не пресекать его порывы, а направлять их в необходимое русло.
Если ребенок просто совершил проступок – ему нужно спокойно объяснить, что он сделал не так (чем младше он, тем быстрее, иначе будет утеряна связь «проступок – полезный вывод»). И не подчеркивайте: «Вот я же говорила!» Часто повторяющиеся, эти слова, как и другие, изотрутся, утратят свое значение для ребенка, а родители будут сетовать: «Мы ему говорим – и как об стенку горох». Малыш должен найти способ решения проблемы, а не способ спрятаться от наказания.
Как насчет «пряника»?
Раз уж мы заговорили о «кнутах», необходимо упомянуть и о «пряниках». Конечно, всегда лучше заострить внимание на поощрении малыша, однако похвала непременно должна быть заслуженной: ведь все хорошо в меру. Иначе возникнет «привыкание» и в дальнейшем никакой особой ценности поощрение иметь не будет.
Ребятишек лучше всего поощрять за какие-то конкретные, объективно добрые и полезные дела. Можно похвалить его в присутствии ровесников, но при этом не забывать и о них, чтобы не слишком выделять среди них своего ребенка. Тем не менее, похвала в кругу других детей очень благотворно сказывается на самооценке малыша.
«Забитые» дети
Всегда нужно помнить, что физические наказания дают только сиюминутный эффект, а вот негативных последствий от них великое множество и для ребенка, и для всей семьи.
Если ребенок в прямом смысле «забитый» – страх неудач и наказания глубоко укореняется в его сознании. Такие дети либо вырастают агрессорами, которые все комплексы и обиды вымещают на других, или людьми-«амёбами», не приспособленными к жизни, которые будут всячески избегать сложностей и ответственности. Хуже того: они могут стать трусливыми, лживыми. Разве этого хотят родители?
Чем очевиднее для вас особенности психологии ребенка, тем лучше у вас получится диалог с ним. Взаимопонимание очень важно, а для этого требуется внимательное наблюдение за индивидуальными особенностями, личностными проявлениями малыша.