Как часто мы хотим улучшить людей и вещи, но сталкиваемся с тем, что критика воспринимается болезненно. Нужно уметь отзываться обо всем корректно, ведь конструктивная критика – важная часть искусства общения и сохранения отношений.

Здоровая критика

Люди (будь то ваши родные, друзья или сослуживцы) боятся осуждения или воспринимают его в штыки, и это нормально. Постарайтесь, чтобы вас поняли правильно – а для этого вашей целью должно быть не обидеть человека, а добиться некоего положительного эффекта. Иначе искреннее желание «сделать как лучше» превратится в «получилось как всегда»: непонимание или злость со стороны критикуемого обеспечены.

Настоящая здоровая критика должна не просто указывать на недостатки, а сообщать о возможности их исправить и не допустить в будущем. Обвинять нельзя! Только позитив и корректные сообщения о том, чего вы ожидаете от человека.

Нельзя переходить на личности (не «вы провалили задание», а «я полагаю, что с заданием вы не справились»), нельзя обобщать (не «вечно ты опаздываешь!», а «ты опоздал, но мы решили, что начинать без тебя было бы неправильно»). И, конечно, никогда нельзя сравнивать человека с другими.

Поэтапный конструктив

Многие люди на руководящих должностях умудряются превратить подчиненных в своих врагов, потому что не владеют искусством конструктивной критики (а то и срываются на крик, что вообще недопустимо). Даже если вы не начальник отдела, эти советы пригодятся вам в отношениях с коллегами, друзьями, семьей.

Похвала – вот с чего должна начинаться конструктивная критика. Дайте человеку расслабиться, только тогда он воспримет ваши речи адекватно. «Презентация великолепна, материал очень качественный. А как вы думаете, можно ли немного оживить подачу информации?».

Никаких «но»! Если вы говорите, что работа сделана прекрасно, не уничтожайте полученный эффект чем-нибудь вроде: «…но нам это не подойдет потому-то и потому-то». В этом случае, сколько бы вы ни аргументировали, человек поймет только одно: «я неудачник и работа моя никуда не годится».

Только факты! Абстрактная похвала всей работы в целом не годится. Найдите действительно стоящие достижения и отметьте их добрым словом. Так же и с критикой – просто укажите на отдельные нюансы, объективно требующие доработки. И никаких претензий к самому человеку, не забыли? Только к его работе. Кроме того, нельзя критиковать его публично – лучше обсудить все, что нужно, с глазу на глаз.

Разговор по душам. После похвалы спросите, не хотелось ли бы вашему сотруднику что-нибудь изменить в готовой работе, – например, если бы у него было больше времени. Отметьте, что именно вам нравится в его проекте, и спросите, как он сам считает, что у него получилось, а что не очень.

Заранее благодарим. Несмотря на критику, выражайте веру в силы того, от кого ждете хороших результатов. «Я знаю, что вы очень компетентны и добросовестны, и уверена, что вы справитесь». Ваша уверенность в успехе окрылит собеседника.

Иногда также очень важно сказать, как хорошо вы понимаете, сколько сил было потрачено на выполнение того или иного поручения, и насколько «выложился» критикуемый. И вновь, когда вы почувствуете, что из ваших уст готово вылететь «но» – сдержитесь. Непременно отмечайте достижения, даже если они не особенно значительны, и предложите вместе подумать над тем, каким образом и за какое время лучше всего исправить ошибки.

Критикуйте конструктивно! Ваше умение входить в положение человека, чувствовать его настроение, мотивы, личностные особенности обеспечит вам его уважение и сохранит здоровые, прочные отношения с ним.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *