Ребенок хорошо учится, то есть «успевает»? Вопрос – что он пытается «успеть» и как правильно мотивировать его к учебе.

Успеваемость и успешность

Плохие отметки – вовсе не показатель низкого интеллекта. Возможно, у чада не складываются отношения с учителем. Может быть, ему неинтересно или предмет просто «не дается». Наконец, вполне вероятно, ребенок плохо учится просто вам назло. Причин может быть множество – подход, соответственно, также должен быть разным.

Родители считают, что ребенок, который хорошо учится в школе, непременно вырастет успешным. Он поступит в хороший университет и в дальнейшем «устроится» в жизни. Но почему мы так часто видим примеры, когда бывшие троечники «устраиваются» намного лучше отличников?

Проблема отличников зачастую кроется в том, что они могут проявить себя в некой организованной среде, но не как взрослые самостоятельные люди, особенно в нестандартных ситуациях. А все потому, что ребенок привык учиться «за оценки», потому, что не хочет расстраивать родителей, которые возвели его «пятерки» в абсолют. Выстраивается зависимость: «пятерка» – «я хороший». Но в жизни не всегда можно получить одни отличные отметки. Отсюда – страшные провалы, депрессии, отсутствие самореализации.

Выбирайте по силам

Представьте себе, что у вас мощный компьютер с огромным объемом жесткого диска. Но и этот объем вы со временем заполните до отказа. Так иногда поступают и родители, которые с малых лет стараются напичкать свое чадо всевозможной информацией, навыками и приучают его к тому, что нужно быть отличником. Его не учат жить, играть, общаться. Его учат, как получать хорошие оценки.

Нельзя требовать от малыша невозможного. Если еще с детского сада у него отмечаются слабые или средние способности, не нужно отдавать его в школу-гимназию. Это лишь способ удовлетворить родительские амбиции, который не принесет ребенку ничего, кроме страданий. Ему нужна адекватная учебная программа, подходящая ему по силам и способностям, а не блестящие успехи. И уж тем более нельзя наказывать ребенка, если ему что-то не удается.

Тревожность детей также играет очень большую роль. Уровень тревожности поможет определить детский психолог. Слишком сильная чувствительность – не самый лучший товарищ в марафоне за «пятерками»: нервные расстройства гарантированы.

Итак, один из главных секретов успеваемости – соразмерность запросов родителей и возможностей их детей.

Мотивируем правильно

В подростковом возрасте, как известно, родители и учителя имеют меньший авторитет. И еще до того, как это произойдет, важно переориентировать ребенка на то, что он должен учиться не «для мамы с папой», не для того, чтобы быть «радостью Марьиванны», а для самого себя. Как это сделать? Не задавить в зародыше стремление ребенка познавать мир, всячески поощрять его в этом, искать ответы вместе с ним (но не вместо него).

Так решаются многие психологические проблемы, в том числе с учебой. Ребенок видит, что вы – его союзник, который проявляет к нему внимание, интерес, не жалеет для него своего времени. Важно приучить его к мысли, что плохая оценка не относится к нему лично, это просто качество выполнения задания. А значит, нужно подумать, что необходимо исправить для того, чтобы усвоить правильную информацию.

Дети не должны бояться совершать ошибки. Нельзя заставлять их воплощать нереализованные родительские амбиции. Нельзя делать из них перфекционистов, которые во взрослой жизни будут стремиться все сделать «как лучше» и получать «как всегда», упуская блестящие возможности и новые пути.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *